Вопрос строительства Транскаспийского газопровода обсуждается уже более 15 лет, однако сегодня он наиболее актуален. Экономист рассказал о возможных вариантах реализации проекта и трудностях, стоящих перед ней.
БАКУ, 6 ноя — Sputnik. Возобновление дискуссий о строительстве Транскаспийского газопровода, который позволит поставлять туркменский газ на европейский рынок, вызвало ряд вопрос – каковы реальные шансы строительства трубопровода и какие преграды стоит на пути его реализации.
Напомним, вице-премьер Туркменистана заявил на конференции ADIPEC в Абу-Даби о том, что страна надеется построить Транскаспийский газопровод через Азербайджан в Европу.
Кроме того, актуальности возможному строительству газопровода добавила новость о намерении Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) открыть свое представительство в Туркменистане.
Два варианта строительства Транскаспия
Тема со строительством Транскаспийского газопровода развивается уже около 15 лет. Первые мысли о сооружении подобной инфраструктуры были на рубеже конца 90-х начала 2000-х годов, но на тот момент это было некой идеей. Год от года к ней возвращались более осмысленно, и где-то около 10 лет назад появилась компания, которая стала разрабатывать технико-экономическое обоснование подобного проекта в двух вариантах, заявил экономист Александр Караваев.
«Первый вариант – сравнительно небольшой участок трубопровода для перекачки около 12 млрд кубометров с подводных месторождений на туркменском шельфе до тех районов, где добывается газ с азербайджанских месторождений – «Шахдениз». И дальше уже вхождение туркменского газа в трубопроводную систему по Южно-Кавказскому трубопроводу», – рассказал Караваев Sputnik Азербайджан.
Второй вариант строительства газопровода, по словам экономиста, был более масштабным – это прокладка нового трубопровода с большим объемом прокачки газа.
Это два разных проекта и сначала они упирались в проблему раздела секторов моря и были совершенно неактуальны, сказал Караваев.
Газовые проекты в Прикаспийском регионе
По словам эксперта, сегодня в рамках большого Прикаспийского региона вопрос поставок газа становится актуальным, в связи с чем планируется реализация нескольких проектов.
«На сегодняшний момент, естественно, учитывая то, что возникает вокруг Прикаспийского региона сразу несколько перспективных проектов транспортировки газа среди которых и расширение Южного потока – о нем также можно говорить, как о большом Прикаспийском регионе в том плане, что она будет расширять экспортные возможности России в Турцию. Также сегодня актуально создание в Турции газового хаба», – отметил Караваев.
Кроме того, в Прикаспийском регионе также актуален проект, связанный с потенциальным свопом нефти и газа из России в Иран.
Третий проект региона – это Транскаспийский газопровод, объемы газа по которому могут быть выведены как под проект создания газового хаба в Турции, так и для поддержки расширению Южного газового коридора.
«Потенциальный дополнительный объем газа, который Азербайджан будет в состоянии продавать в ЕС, может опираться и на туркменский газ. Поэтому интерес к проекту есть», – считает Караваев.
Сложности, с которым столкнется газопровод
По словам Караваева, есть две основные сложности, с которым столкнется проект Транскаспийского газопровода.
«Первая сложность – не определен инвестор проекта. И Азербайджан, и Туркменистан не меняли свои позиции, выработанные несколько лет назад в том, что они не будут инвестировать в этот проект самостоятельно. То есть необходима кредитная поддержка со стороны возможного консорциума компаний, либо разработка полноценного многостороннего контракта, который профинансировал проект», — считает собеседник Sputnik Азербайджан.
Так, по словам эксперта, как показали последние высказывания руководства SOCAR, в среднесрочной перспективе средств на это выделяться не будет.
«У них заявлена инвестиционная программа на $9 млрд до 2025-2027 годов, и вся она касается исключительно азербайджанских месторождений», – отметил он.
Вторая проблема для газопровода – это Китай, считает Караваев.
Так, большинство экспертов из-за отсутствия официальной информации сходятся во мнении, что весь туркменский газ предстоящего десятилетия уже зарезервирован Китаю.
«За последние 7-10 лет Китай получил 340 млрд кубометров туркменского газа, заплатив за него около $60 млрд. И это реальные деньги и объемы, которые уже были проданы. Китай определил, что заинтересованность в туркменском газе будет продолжаться до 2040 года. Вот это возможно и гасит все остальные масштабные проекты вокруг Туркменистана», – считает Караваев.
При этом, что касается российской компании «Лукойл», которая заинтересована стать оператором совместного туркмено-азербайджанского месторождения «Достлуг», то он стратегически занял важную позицию по туркменским месторождениям на перспективу.
«Вряд ли «Лукойл» будет вкладывать деньги в строительство инфраструктуры поставок газа с месторождения «Достлуг». Но тем не менее, занимая потенциальную позиция одного из лидирующих игроков в секторе туркменских месторождений, «Лукойла» имеет все возможности, чтобы быть в составе акционеров или подрядчиков при возможном строительстве Транскаспийского газопровода», – считает эксперт.